Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Заикание можно победить

Заберите у меня все, чем я обладаю,
Но верните мне мою речь,
И скоро я обрету все, что имел.
Даниэл Уэбстер

 Как прекрасно владеть этим удивительным даром - своим голосом. Ведь голос - это тот инструмент, на котором Вам предстоит играть в течение всей жизни. И как же обидно, когда заикание не дает возможности овладеть этим даром. Настоящая беда, если голос вдруг подводит, и речь буксует, прерывается, а то и вовсе пропадает. Это комплексное заболевание, когда просто трудно произнести звуки слов - заикание.

Человек заикается... Казалось бы, небольшой порок... Но заикающемуся ребенку тяжело находиться в садике и школе, когда над ним смеются сверстники. И уже становясь взрослым, заикающийся человек понимает, что он исключен из многих сфер жизни: кто-то мечтал стать актером, а кто-то преподавателем... Мечта никогда не осуществится. Таким образом личная проблема становится социальной.

Что такое заикание, люди знали давно. Еще в V веке до нашей эры врач Гиппократ подробно описывал этот недуг. О заикании своих современников упоминали известные историки Геродот и Плутарх. Считалось, что подобный дефект речи был еще у библейского пророка Моисея и великого греческого оратора Демосфена. Если Моисей даже не пытался улучшить дикцию, то Демосфен обращался к лекарям и с помощью многочисленных упражнений смог достичь реальных успехов. О том, как Демосфен разговаривал с камешками во рту, известно каждому, а вот о том, что он довольно часто залезал в темную пещеру и слушал тишину, а также читал сложные речи при шуме морских волн, мало кто знает. По-видимому, это первый удачный психологический тренинг по борьбе с заиканием.

Первым систематизировал знания и сделал предположения о причинах заикания наш соотечественник, русский психиатр Иван Алексеевич Сикорский. В 1889 году в Санкт-Петербурге вышла его книга "О заикании", которая до сих пор не потеряла своего значения. В ней Сикорский доказал, что заикание возникает еще в детском возрасте, когда ребенок только учится говорить, а также связал заикание с наследственностью и особенностями нервной системы. Важным достижением русского психиатра была гипотеза, что заикания - особая форма невроза.

В XX веке заиканием занялись всерьез. Появился новый раздел медицины "логопедия" (в переводе с греческого - "воспитание речи"), важным разделом которой стало лечение заикания. Врачи, наконец-то, сформулировали, что же такое заикание. На медицинском языке это звучит так: заикание - сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. И всем сразу стало понятно: заикание - это заикание. Его главная причина - судороги (в мышцах возникает боль, они резко напрягаются и как бы деревенеют). У заикающихся подобные, но безболезненные судороги неожиданно возникают в процессе разговора в мышцах языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти.

Что такое заикание?

На медицинском языке это звучит так: заикание - сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. И всем сразу стало понятно: заикание - это заикание. Его главная причина - судороги, а что такое судороги, известно каждому, кто хоть раз долго купался в ледяной воде. В мышцах возникает боль, они резко напрягаются и как бы деревенеют. У заикающихся подобные, но безболезненные судороги неожиданно возникают в процессе разговора в мышцах языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Судороги бывают клоническими - кратковременное сокращение мышц, словно при дрожи от холода, и тоническими - длительный спазм, который не дает говорить. Иногда к судорогам речевых мышц присоединяются судороги мышц лица, конечностей, такие движения также являются непроизвольными, насильственными. Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет?

Причины и механизм заикания

 Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока - голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике - слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр - анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: "Думай!". А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее. Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания.

Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

Разрыв речевого круга может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский.

Типы заикания

На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания.

  • Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.
  • Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Взрослым такие вещи могут показаться глупыми и совсем не пугающим, но они легко могут травмировать впечатлительного и нервного ребенка. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный - легко. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

Причины заикания:

 Мнения ученых о причинах заикания неоднозначны. В настоящее время можно выделить две группы причин:

  • предрасполагающие;
  • вызывающие.

На речь человека влияют такие наследственные факторы, от которых зависит слаженность работы полушарий головного мозга. Именно на этом основании в наше время вновь придают большое значение вопросу, следует ли переучивать левшей, особенно при обучении письму. В отношении заикания мысль о значении асимметрии полушарий головного мозга для его развития высказал в начале 20 века американский ученый С. Ортон. Он предполагал, что заикание возникает в результате «конкуренции» между полушариями за установление контроля над речью. Впрочем, сама по себе идея парализующего влияния невозможности выбора на действие не столь уж нова. Возможной причиной развития заикания у переучиваемых левшей может быть тот стресс, который вызывает у ребенка это переучивание.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях судороги достигают 90 секунд.

Судороги различаются по форме. Они бывают:

  • тонические. При этой форме судорог наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц - тонус: «т-оп оль»;
  • клонические. При этой форме судорог наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц - клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как единое целое.

Формы заикания

Выделяют две основные формы заикания:

  1. Невротическое заикание (логоневроз). Логоневроз - это психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции. В клинической картине логоневроза проявляются общие невротические проявления и симптомы неврологического поражения речи.
  2. Неврозоподобное заикание. Причина неврозоподобного заикания - органическое поражение центральной нервной системы в раннем возрасте. Чаще всего такая форма заикания сопровождается недержанием мочи, тиками.

Новые методы лечения заикания

 Согласно статистике сейчас во всём мире насчитывается 3-5% заикающихся людей, при этом девочки страдают этим дефектом речи в 4 раза реже, чем мальчики. Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.

Несмотря на то, что почти все тайны заикания уже раскрыты, волшебного средства, избавляющего от него моментально, как не было, так и нет. Тем не менее, в наступившем XXI веке борьба с заиканием стала более осмысленной. Основным принципом лечения стала нормализация работы речевого круга, а именно, торможение центра Брока. Для этого больным назначают успокаивающие и противосудорожные лекарства, гипноз, иглоукалывание, релаксирующие ванны, общеукрепляющие процедуры. До сих пор остались актуальными и речевые упражнения: замедление темпа речи, распевная или ритмичная речь, продолжительное молчание. Чтобы затормозить центр Брока также используют метод активизации других двигательных центров. Это достигается с помощью дирежирования речью, ритмичных движений пальцами рук, регуляции дыхания, сопровождения речи письмом.

На сегодняшний день существует множество методик коррекции заикания, которые отличаются способами работы и эффективностью. Это работа над речью с помощью метронома, система особых дыхательных упражнений, система коррекции заикания с помощью аудиозаписей.

Последние достижения в лечении заикания связаны с техническим прогрессом - это специальные антизаикательные устройства и компьютерные программы. Одни из них позволяют услышать собственную судорожную речь в исправленном варианте, другие позволяют слышать себя с задержкой на доли секунды, третьи заглушают голос фоновыми шумами, четвертые позволяют на экране "увидеть" собственную речь, а пятые, самые эффективные, понижают или повышают высоту звуков воспринимаемой речи.

Автор статьи: Резеда Хайдарова,
учитель-логопед центра "Сёма"

Также существует система коррекции заикания по методике Л.З.Андроновой (Арутюнян). Автор этой методики - известный логопед, работающий с заикающимися людьми более 40 лет. Данная методика рассматривает заикание не только как речевое, а комплексное нарушение личности человека. Такой всесторонний подход обусловлен своеобразием заикания и его психологической тяжестью для заикающегося. Работа построена на присоединении к речи пальцев ведущей руки, которая становится своеобразным речевым стереотипом. Как правило, заикание приводит к изменениям личности заикающегося, к развитию комплекса неполноценности. Поэтому работа ведется не только со стороны логопедии, но и со стороны психологии, так как заикание ведет к большому количеству психологических проблем, причем чем «опытнее» заикающийся, тем больше комплексов, связанных с речью, у него появляется.

Данная методика универсальна и позволяет вести работу по коррекции заикания как с детьми, так и с подростками и взрослыми людьми. Но сама работа у разных возрастных групп построена по-разному. Опыт работы логопедов по данной методике позволяет сказать, что она обладает высокой эффективностью и при соблюдении определенных условий позволяет гарантировать, что человек, который когда-то заикался, никогда не допустит запинки в речи снова.

Казалось бы, в изучении проблемы заикания пора ставить точку, но последние исследования ученых показали, что причиной заикания может также служить дефект медиаторов нервной системы, веществ, контролирующих, в том числе, и работу речевого центра. Профессор Джералд Магуайр (Gerald Maguire) из Калифорнийского Университета выдвинул сенсационную гипотезу: у большинства людей, страдающих заиканием, повышена выработка медиатора дофамина! Если его гипотеза будет подтверждена, то в скором будущем появятся таблетки от заикания.

Детский развивающий центр "Сёма":

г. Челябинск, ул. Гагарина, 28-б
Тел. (351 ) 282-86-22, 8-951-790-04-05
www.clubsema.ru

  • Программа коррекции заикания у детей и взрослых по методике "Устойчивой нормализации речи" Л.З. Арутюнян (методика по коррекции заикания запатентована и логопед, прошедший обучение у автора, имеет лицензию на осуществление деятельности);
  • Помощь в решении таких проблем как:
    - Дислалия (неправильное произношение отдельных звуков);
    - Дизартрия (неправильное произношение отдельных звуков);
    - Общее недоразвитие речи (1,2,3,4 уровней) (различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики);
    - Алалия (неговорящие дети);
    - Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (неправильное произношение звуков вследствие нарушения развития фонематического слуха);
    - Дисграфия и дислалия (нарушение письма и чтения).
 

Комментарии

1 Максим
Здраствуйте. Я не заикаюсь, а просто говорю на выдохе.На последнем дыхании.Предложениями немогу разговаривать.Мне 20 лет. У вас реально это вылечить?
2 светлана
дочери 1 октября 2011года будет 3 года, стала заикаться, причем резко, куда можно в Челябинске обратиться по этому поводу, заранее спасибо
3 Ирина
Здравствуйте! Мне 22 года, я разговариваю нормально, только гласные буквы произношу с трудом,в детстве меня переучили писать с левой на правую руку, мне кажется, это и послужило причиной( Я работаю на телефоне и для меня очень важно говорить хорошо. К кому мне можно обратиться в Челябинске?
4 ольга
здравствуйте,насколько я поняла из описания методики необходимо заниматься со специалистом ежедневно в течение продолжительного времени,мы живем на значительном удалении от челябинска,в районном центре,значит ли это ,что какое то время придется жить в челябинске,или возможно приезжать в определенное время для занятий (ребенку 5 лет,заикается ок 1,5 лет)
5 Татьяна
Здравствуйте, моей дочери 7 лет, роды были сложные - диагноз гипоксия плода, поэтому думаю ребенок мой и заикается. Раньше её это не беспокоило, но чем старше становиться тем сложнее ей не обращать на это внимание. Что нам делать. Нам можно как-то помочь.Куда нам обращаться.
 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
Вы будете делать ребенку прививку от гриппа?
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Лучшие частные детские сады в Челябинске по версии портала ChelDeti.ru