Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Составляем портрет идеального учителяДети в школе не только узнают про горы, композиторов и деление столбиком. Они там живут – и учатся жить. На занятиях им увлекательно и радостно или скучно, а иногда и плохо. Поэтому по-настоящему хороший преподаватель – это очень радостное событие в жизни ребенка. Положительность, или набор правильных ценностейКем бы человек себя ни изображал, какой бы свой образ ни создавал на словах, он просто-напросто «заражает» собой, тем, какой он есть. Поэтому представим, как важно, чтобы учитель был просто положительным человеком с правильными (достойными) убеждениями, здоровым восприятием жизни. Ежедневно преподаватель много раз комментирует, исходя из своих представлений о мире, все и всех, обсуждает новости, поведение детей и окружающих, дает советы... Словом, учит жить. Как оценить будущего педагога именно по этому критерию? Это не так трудно. Поговорите о том, о сем с самим человеком. Прислушайтесь к его словам и своей интуиции. Узнайте, что говорят о нем бывшие ученики, старшеклассники и их родители
Талант или увлеченность избранной областьюЕсли учитель талантлив в своем предмете или даже просто невероятно увлечен им – это настоящее везение. Нетрудно заметить, когда человек действительно «горит» предметом. Если он математик, то постоянно несет из дома какие-то занимательные книжки, где правила представлены в виде сказок. И тем более легко «вычислить» такого человека в репетиторе. Просто посидите рядом на первом уроке. Если вы сами заинтересовались и готовы еще урок посетить да и не один – отлично!
Умение почувствовать человека У нас у всех есть свои ключики к сердцу. Их могут найти умелые психологи или педагоги. Отыскать способ достучаться до нас. Понять, чем мы живем, что для нас важно, из чего мы скроены. Умение себя контролироватьСамообладание вообще важно в жизни – и, конечно, когда вокруг тебя – дети. Если даже преподаватель обладает, например, высоким интеллектом, но не может себя контролировать (часто кричит, обзывается, кидается предметами и так далее), к нему перестают прислушиваться. Как минимум. Или бояться. Педагог и ученики год за годом переживают вместе множество волнительных и критических ситуаций – и крайне желательно, чтобы учитель начинал соображать сразу (или помолчав), а не накричавшись и спустив пыл на учеников и оскорбив их лично. Это важный момент. Как выяснить, гневлив ли педагог?.. Конечно, не будем готовить учителю критическую ситуацию экспромтом (натирать воском доску и другие мелкие шалости), лишь бы посмотреть на него в гневе. Это еще один момент, где поможет «сарафанное радио».
Чувство собственного достоинства и сила характераСильный характер (не путать с грубостью и склонностью чрезмерно давить на детей) – очень важное качество для учителя. Волевой, зрелый человек способен быть при детях именно взрослым, вызывать уважение к себе. И влиять на школьников положительно. Нешаблонность мышления и открытость новому
Может сначала показаться, что это качество, скорее, из сферы искусства... Но способность не мыслить и не выражаться шаблонно, умение «включать голову» (собственную!) очень важна именно для педагога. Подумаем, почему.
Во-первых, дети сами мыслят свободно, они не успели набраться штампов, они идут в своем развитии вперед, учатся жить. Они хорошо замечают, если учитель буксует или стоит в своем развитии давно на месте, выдает, не задумываясь, фразы, которые, вроде подходят. Умение сказать что-то остроумное, неожиданное, среагировать на ситуацию в правильном ключе – важное качество для педагога. Такая особенность вызывает интерес и воодушевление у детей. Об уроках и рассказах такого типа учителей дети обычно бегут делиться с порога «А вот Татьяна Ивановна сегодня…». Так вдохновляют детей те взрослые, которые все время учатся чему-то новому, интересуются искусством, разными теориями – и они могут передать этот интерес к обучению детям. По сути, они интересны детям, потому что у них молодая душа. Молодая не в смысле инфантильности, а именно устремленности к новому. Как сказал психолог Рами Блект, секрет молодости – все время учиться. А способ постареть – решить, что ты уже давно всему научился и теперь во всем прав. Дети чувствуют во взрослых легкость, вдохновленность, «молодость души» – и откликаются на нее с радостью. Такие люди идут вперед во всех смыслах сами и ведут за собой ребят. ОптимизмТрудно переоценить это качество у человека, работающего с детьми. Он формирует мировосприятие ребенка. Уточним: оптимист – это не тот, кто наивно верит, что впереди, что ни делай (хоть уроки не готовь), все само собой сложится хорошо. Лежи себе на печи… Это не оптимист, но Емеля. И, конечно, хочется еще раз сказать, что все эти качества очень важно развивать в самих себе, потому что мы преподаем ребенку и школьные предметы, и жизнь... Мы его главные педагоги. Почему бы не попробовать стать учителями-звездами? Как говорит знаменитый педагог Шалва Амонашвили, поверьте, что вы сами – учитель от Бога, откройте в себе свой талант преподавателя – и развивайте его! Другие новости раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |