Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Как перевоспитать хулиганаНа родительском собрании третьего класса учительница эмоционально рассказывает о том, что один из учеников постоянно срывает уроки, нарушает дисциплину, обижает одноклассников, не реагирует на замечания педагогов. «Просто хулиган», - констатирует учитель и гневно смотрит на женщину, сидящую за первой партой. На глаза мамы наворачиваются слезы, и понятно, что и дома она не справляется с маленьким озорником. Кто такой хулиган Часто взрослые, оценивая детей, даже не задумываются, насколько их скоропалительные выводы могут навредить ребенку. Учитель объявляет ребенка гуманитарием, и мама исключает из возможного будущего инженерные профессии, и никто не анализирует, что особенности преподавания математики не соответствуют уровню восприятия ребенка. Вот и понятие «хулиган» достаточно легко «цепляется» за ребенка. Но так ли это? Под ярлыком "хулиган" скрывается 2 типа подростков:
Главное отличие этих типов в мотивации. Первый тип детей совершает поступки с целью: навредить, обидеть, закрепить свой статус. Второй тип часто поступает определенным образом по причине скуки. Младшие подростки, в абсолютном большинстве, относятся ко второму типу хулиганов. Почему ребенок хулиганит • Низкий уровень школьной зрелости Закон об образовании рекомендует поступать в первый класс с 6 лет 6 месяцев до 8 лет. Дети приходят в школу с разным уровнем школьной зрелости: далеко не все в состоянии 45 минут впитывать информацию, некоторые просто не могут концентрировать внимание длительное время, у других не сформировано логическое мышление, у третьих высокая потребность в двигательной активности. Механизм нарушения дисциплины такими детьми достаточно прост. Они отвлекаются, теряют нить событий, остаются наедине со своими мыслями. Незрелый мозг не дает сигнала о том, что нужно вникнуть и «догнать» одноклассников. Он определяет паузу в деятельности, которую нужно чем-то занять. Кто-то тихонько рисует, а кто-то привлекает к себе внимание путем баловства. При этом сидеть одному скучно, нужно собрать вокруг себя единомышленников, а лучше отвлечь от уроков весь класс. Важно понять, что никакого злого умысла ребенок не имеет, и банальные дергания за косички или привязывание к стулу не имеют агрессивной мотивации. Цель одна - не учиться. • Отсутствие интереса Отсутствие интереса и школьная незрелость не тождественны. Интерес к учебной деятельности может потерять ребенок с высоким уровнем школьной зрелости. Возможно, уровень педагогического мастерства педагога достаточно низкий, и монотонная невыразительная речь негативно сказываются на интересе к учебе. Сравнить эту ситуацию можно с чтением неинтересной книги. Мало кто из взрослых способен дочитать до конца скучную статью или историю, если только подобное чтиво не связано с другой мотивацией, например, профессиональной. И снова известный механизм: мне неинтересно, мне скучно, значит, нужно себя чем-то занять. Интересен тот факт, что в обоих случаях на замечания взрослых дети реагируют, искренне чувствуют себя виноватыми, но не могут контролировать свое поведение. Им снова становится скучно и неинтересно, и механизм плохого поведения запускается снова. • Гиперактивность У гиперактивных детей наблюдается несоответствие скорости процессов возбуждения и торможения с преобладанием первых. Дети мгновенно реагируют на любые раздражители, а тормозится возбудимость достаточно сложно. Кроме того, организм этих детей испытывает повышенную потребность в движении. Таким образом, в любой момент может возникнуть возбуждение, сопровождаемое высокой двигательной активностью. Гиперактивные дети часто вызывают негативные реакции у отдельных педагогов, но их поведение обусловлено физиологически. Никакие замечания не могут заставить ребенка вести себя спокойно. Ребенок способен контролировать свою двигательную активность только непродолжительный отрезок времени. • Демонстративность Этот вид поведения обусловлен неосознаваемым желанием ребенка привлечь внимание к себе. Возможно, что он бы с удовольствием стал лучшим учеником в классе, привлек к себе внимание хорошими оценками или лучшими ответами, но это достаточно сложно. Поэтому ребенок привлекает к себе внимание доступными ему способами: нарушение дисциплины, неподчинение учителю. Если нельзя привлечь внимание учителя непосредственно, то он обязательно сделает это через сверстников, втягивая их в свои действия, например, ущипнет впереди сидящую девочку, чтобы та взвизгнула и на нее, а потом и на него, все обратили внимание. • Невоспитанность Причиной детского озорства и хулиганства часто является плохое воспитание. Дети просто не знакомы с нормами поведения и не принимают их. Часто они следуют правилам поведения только из-за страха быть наказанными. Таким образом, правильное поведение не является произвольным. Конечно, родители и учителя говорят детям, как нужно себя вести. Но если весь период дошкольного детства эта информация заключалась только в разговорах и не подкреплялась дисциплинарными методами (поощрение и наказание), то не стоит ожидать соблюдения правил в школьном возрасте. Перевоспитываем хулигана Большинство родителей совершают ошибку, считая «хулиганство» временным этапом и надеясь, что все нормализуется само собой со временем. Конечно, можно оправдать поведение любимого дитя физиологическими и психологическими особенностями, но это не исправит ситуацию. Если ребенок позволяет себе хулиганство в школе, значит, нужно немедленно принимать меры по его воспитанию, а, точнее, перевоспитанию. В этом случае нужно набраться терпения, так как процесс может затянуться.
Народная мудрость гласит, что до 3 лет детей воспитывают, а потом перевоспитывают. Проблемы поведения в школе являются следствием ошибок воспитания в более раннем возрасте. Поэтому ответственное поведение нужно формировать кропотливо и систематически. Другие новости раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |