Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Поборы в школах станут цивилизованными?

Поборы с родителей в детских садах и школах Челябинской области преобразуют в цивилизованную форму благотворительных пожертвований, а школы обяжут развивать внебюджетные поступления путем развития платных услуг. Таков итог круглого стола, организованного Общественной палатой Челябинской области по вопросу поборов в школах и детских сада региона, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

поборы2.jpgВ здании правительства Челябинской области 14 сентября в одном из залов для заседаний состоялся круглый стол «Добровольные взносы: платить или не платить». Участники выясняли сложившуюся ситуацию в Челябинской области с поборами с родителей в школах и детских садах. Ведущим круглого стола выступила член Общественной палаты региона, председатель «Совета родителей Челябинской области» Елена Сыркина. В мероприятии приняли участие министр образования и науки Александр Кузнецов со своим первым заместителем Еленой Коузовой, начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Челябинской области Людмила Елчева, директор копейской школы №48 Любовь Апостолова, другие общественники и представители органов власти.

В ходе обсуждения участники затронули вопросы необходимости повышать культуру благотворительности, правового сопровождения добровольных пожертвований, изменения психологии родителей, наращивания встречного движения родителей, большей открытости руководства школ, увеличения платных услуг предоставляемой школой (для увеличения внебюджетных поступлений в учреждение), роль личности педагога (в противовес складывающейся системе).

В начале заседания Елена Сыркина сообщила о результатах работы горячей телефонной линии, которая была запущена 28 августа 2017 года с целью собрать информацию от родителей по поборам в школах и детских садах. Всего за две недели работы круглого стола было получено 147 звонков от родителей школьников и дошкольников. Из всего количества 46% звонков были из Челябинска, остальные из других городов области.

Основные жалобы родителей касались поборов: при поступлении в первый класс, на учебники, охрану (люди возмущались, что им приходилось её оплачивать), на ремонт школы или детсада, на канцтовары и различное оборудование. Кроме этого, поступила дополнительная информация: о прокате (возмездном) учебников в библиотеках некоторых школ, плате за обслуживание в столовых, взносах или отработке на благоустройство территорий учреждений.

Елена Сыркина сделала выводы, из-за чего могут возникать вопросы у обеспокоенных родителей, и назвала причины, по её мнению, заставляющие взрослых беспокоиться и даже звонить на открытую линию. Главное, из-за чего возмущены родители, по мнению члена Общественной палаты региона, так это закрытость информации о том, на что собираются деньги с родителей. Второе, деньги родители несут, но не понимают, кому сдают. Третье, нарушается принцип добровольности. Четвертое, дети используются как «челноки», они рассказывают родителям о необходимости платы за что-либо, а иногда они же выполняют роль передающих деньги. Пятое, родителям не нравится, как с ними разговаривают представители школы.

Подводя итоги анализа телефонных звонков и причин, побудивших родителей их совершить, Елена Сыркина сказала о единой позиции с региональным минобром и о необходимости переформатировать сознание участников образовательного процесса на позитивное восприятие товарно-денежных отношений в школе.

«Хочется отметить, что мы с министерством образования занимаем единую позицию в принципиальных вопросах образования. Я думаю, что это хороший момент, потому что когда мы все это организовали с Общественной палатой, и размышляли над этим, во что это все превратится, выльется, очень хотелось бы гордиться нашим образованием. А когда случаются такие моменты в школах, становится печально, потому что это подрывает доверие между родителями и школой, и складывается впечатление, что у нас в системе образования все очень-очень плохо. Наша задача, и «Совета родителей», и Общественной палаты, всё-таки сформировать определенное ценностное отношение к таким моментам. То есть товарно-денежные отношения, — кто в них участвует, каким образом участвует, сформировать культуру благотворительности в образовательных организациях», — сказала председатель «Совета родителей Челябинской области» Елена Сыркина.

Министр образования и культуры Александр Кузнецов был солидарен с членами Общественной палаты региона, предоставил информацию о тратах бюджета на образование в Челябинской области. Так, из регионального бюджета минобр региона получает субвенции на образование: 15 млрд рублей для школ и 10 млрд для детских садов. Приоритет имеют статьи расходов на зарплаты учителям, воспитателям и директорам учреждений, а также на коммунальные услуги.

Кроме этого, выделяется финансирование на так называемые учебные расходы: мел, канцтовары, наглядные пособия, интернет, охрану и т.д. Распределение по школам осуществляется по нормативно-подушевому принципу. В среднем на дошкольника в Челябинской области выделяется порядка 60 тыс. рублей в год, на школьника — от 60 до 85 тыс. в год. При этом какие-то школы живут лучше, какие-то хуже, отметил министр, по его мнению, это происходит по разным причинам, в том числе из-за разного социального статуса родителей в разных школах. Для повышения материального обеспечения школ Кузнецов посоветовал увеличивать внебюджет, но привлекать его не только за счёт взносов родителей, но и за счёт увеличения платных услуг от школ.

«Мы по большому счёту не видим ничего плохого в образовательных организациях привлекать внебюджетные средства. Печально, когда внебюджетные средства привлекаются простым очень путём, — берут у родителей. Это очень простой путь и неэффективный. Можно зарабатывать на платных образовательных услугах, просто на платных услугах, на производственной деятельности», — высказался министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

С министром солидаризовалась Елена Сыркина, — нужно развивать платные услуги в школах. Она отметила, что общественно-политическая обстановка сподвигает школы рассматривать вопрос охраны более пристально и реализовывать дополнительные варианты, которых много на рынке таких услуг.

Отличным от остальных участников круглого стола взглядом на сложившуюся систему поборов прозвучал доклад начальника ПДН прокуратуры Людмилы Елчевой. Она обозначила незыблемость положений Конституции РФ, в которой зафиксированы доступность и бесплатность дошкольного и школьного образования. По ее словам, то, что сдают родители в школах, может быть только в формате благотворительной помощи, а значит, только по просьбе, и никто не может обязывать это делать. Однако, отметила Елчева, складывается система, когда формируются списки или создается фонд класса (или школы), или когда возникают списки с размерами взносов, то ни о какой добровольной благотворительности говорить не приходится. Возникает грань между добровольностью и благотворительностью, и эту грань постоянно пытаются размыть.

Сложностью проблемы было отмечено то, что родители опасаются обращаться в правоохранительные органы, они опасаются преследований со стороны школы или системы образования, в том числе общественного порицания, в том числе в отношении своих детей, боятся потерять место в детском учреждении. Соответственно, обращения носят анонимный или абстрактный характер, например, в школе и детском саду есть поборы, но в чём они конкретно выражаются, назвать не желают.

«Методы, к которым прибегают образовательные учреждения, чтобы выудить у родителей эти деньги, настолько разнообразны, что я услышала сегодня некоторые новые формы взимания денег с родителей», — отметил Елчева. Она обозначила форму, в которую облекают сбор денег, заметив при этом, что выдумке тех, кто собирает средства, можно только позавидовать.

«Образовательные организации вправе обращаться к родителям, и они это делают, только каким образом это оформляется. Принцип добровольности, родитель сам определяет, какую сумму он может внести, либо это денежная форма, либо услуга, которую он может оказать. В какую форму облекаются решения в образовательных учреждениях по сбору средств. Это решения родительского комитета, совета школы, учительского совета, различных некоммерческих организаций. Голь на выдумки хитра, поэтому прибегают к различным методам. Эти решения таких органов носят рекомендательный характер, они ни в коем случае не являются обязательными для исполнения», — подчеркнула Елчева.

Таким образом, родителей ставят в такие условия, когда они вынуждены сдавать деньги, хотя вовсе не обязаны. Елчева привела пример уродливости системы, результаты которой сказываются на психике детей.

«У одних родителей ребенок пришел из детского сада и говорит: «папа, ты денежки заработал на кислородный коктейль?». Папа начинает выяснять. Оказывается, до чего доводятся дети в детских садах, а потом в школах. Там действительно было решение родительского собрания, чтобы собрать деньги на кислородный коктейль. Ряд родителей не сдали деньги. Воспитатель собирает всех детей, но выдает коктейли только тем детям, чьи родители сдали на него деньги. Остальные дети смотрят на тех, кто пьёт, и давятся слюной. А воспитатель при этом говорит: родители таких-то детей деньги не сдали, они не заработали, поэтому их дети пить не будут. Ребенок тех, кто не заплатил, становятся изгоем. Вот это завуалированная форма недобровольности платежа», — рассказала историю из реальной практики Людмила Елчева.

Другая выступающая, директор школы №48 из Копейска Любовь Апостолова, поделилась своим опытом взаимодействия с родителями. Как правило, руководитель сталкивается с необходимостью и возможностью, и это вынуждает выстраивать диалог с родителями. Так, например, в копейской школе №48 создано и функционирует государственно-частное партнёрство, это сложно, но эффективно. Есть Совет школы, который выполняет совещательную функцию и принимает решения, но они согласовываются с родителями.

«Я не выхожу к родителям с протянутой рукой, это первое. И второе, нужны проекты. Не то, что дайте деньги на то, чего не знаю сам, а под проекты. И вот начиная с 2011 года у нас реализовано на родительские деньги: школьное видеонаблюдение, проект 50-летие школы (50 на 50). Нельзя просто выйти и просить, я предъявляю проблемы. Вот, например, стало холодно, окно — возможность защитить ребенка, поэтому родители согласились. На сегодня мы уже начали менять окна даже в коридорах. Осуществляем проект «Прочитал сам — поделись с другим», в этом году более чем в ⅔ помещений школы мы поменяли свет для того, чтобы сохранять зрение ребятишкам. У меня вообще очень хорошие родители. Я поняла, нужно, чтобы родители сами видели те проблемы, какие в школе есть», — пояснила Любовь Апостолова.

Интересным и показательным было выступление члена Общественной палаты Челябинской области, разработчика и инициатора программ, направленных на развитие социальной сферы, Нины Горлановой. Она остро отреагировала на ситуацию с кислородными коктейлями.

«Мне стыдно не за систему образования, мне стыдно за конкретного человека, он воспитатель, он руководитель, ему дали образование, это не бабушки у подъезда, ей дали образование, доверили детей, она на порядок должна быть выше родителей. Если сложности с этим коктейлем, то пусть родители в воскресенье поят своих детей, если есть такая конфликтная ситуация. Ну ты же воспитатель, психолог… Из-за этих… я не хочу сказать маленьких проблем… А из-за непрофессионализма, недоброжелательности. И мы потом этими звонками горячими занимаемся. Я еще раз говорю: роль личности в истории еще никто не отменял».

Вместе с тем Горлановой категорически не понравилось слово поборы, которое вызвало у неё ассоциации с побирательством. «Слово «поборы» — кто его придумал, откуда оно вошло в лексикон? Мне оно не нравится. Само слово — поборы, это как побираться». Однако присутствующие пояснили члену Общественной палаты региона, что рассматриваются поборы на круглом столе — как непосильные сборы денег с родителей, которые имеют место в системе образования Челябинской области.

Дали слово и представителю Совета школы из города Озёрска. Он предложил министру образованию и науки Александру Кузнецову пересмотреть базовые нормативы подушевого финансирования на одного человека. Однако министр скептически отнесся к предложению, сообщив, что вряд ли такое возможно. Представительница челябинского объединения многодетных семей и вовсе сделала министру Кузнецову неожиданное предложение — выдать подушевую годовую норму в 60 тыс. рублей ей на руки за каждого ребенка, и она организует своим детям домашнее обучение. Инициатива вновь не была воспринята министром образования Челябинской области.

Подытоживая круглый стол, Елена Сыркина пообещала, что работа горячей линии продолжится, а главное — будет создана рабочая группа для юридической проработки документов в сфере получения денег от родителей в цивилизованной форме, вместо поборов, существующих в настоящее время. Она отметила необходимость создания памятки для привлечения добровольных пожертвований, а также через Челябинский институт развития профессионального образования (ЧИПРО) провести работу с директорами школ и обучить их схеме работы с деньгами родителей. Дополнительно Сыркина сообщила об инициативе Национальной родительской ассоциации (НРА) по организации попечительских советов в школах, которые будут создавать «окружение» при школе, в том числе из дружественных местных предприятий.

Итоги круглого стола в Челябинске подвел один из общественников на выходе из здания правительства: «неформальные поборы будут преобразованы в благотворительную помощь от родителей, а родители будут и дальше нести бремя школьного и дошкольного образования на своих плечах.

Источник: https://regnum.ru/news/2322564.html

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Лучшие частные детские сады в Челябинске по версии портала ChelDeti.ru