Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Сергей Баласанян: "В нашей школе родители могут заниматься капоэйрой вместе с детьми"Капоэйра зародилась более 400 лет назад. 26 ноября 2014 года она получила статус культурного наследия ЮНЕСКО. Капоэйра — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Обычная практика— это бесконтактный бой. Отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и в некоторых направлениях, обилием акробатики. О том как обстоят дела с капоэйрой у нас в Челябинске мы решили побеседовать с тренером школы "ABCD" — Сергеем Баласаняном и мастером школы "ABCD" из Бразилии Terence de Lima Goncalves, который периодически приезжает в Челябинск, где делится своим мастерством, традициями с челябинскими капоэйристами. Сергей, в каких городах России сейчас больше всего практикуют капоэйру? - Сейчас капоэйра развивается во всех крупных городах России, но активнее всего это происходит в Москве и Санкт-Петербурге. Расскажите о вашей школе. Как сейчас обстоят дела с капоэйрой в нашем городе? - На сегодняшний день в Челябинске работают 2 школы по обучению капоэйре. Наша школа называется "ABCD capoeira". Она работает уже 9 лет. «ABCD capoeira» в Челябинске является представительством Бразильской академии культуры и спорта «ABCD capoeira», мастером которой является Terence de Lima Goncalves. Он приезжает раз в два года в наш город для того чтобы поделиться своими знаниями, провести обряд посвящения в капоэйристы, повысить уровень тех кто давно практикует капоэйру, выдать новый, заслуженный пояс. Тренеры и ученики нашей школы тоже бывают в Бразилии: знакомятся с ее культурой, проникаются традициями и обычаями капоэйры, повышают свой уровень португальского языка. По возвращению в Челябинск они делятся новым полученным опытом с воспитанниками школы. На данный момент, проблему я вижу в том, что в Челябинске не хватает тренеров по капоэйре. Например, в нашем центре преподают только два тренера — я и Павел Гизатуллин. В каких городских мероприятиях участвует ваша школа? - Недавно состоялось радостное и значимое событие для челябинских капоэйристов - «Batizado e troca de cordas» (четвёртая батизада по капоэйре), где было проведено посвящение более 40 человек, большинство их которых дети. Многие ученики заслуженно получили 2-ые, 3-ии и даже 4-ые пояса. Так же ежегодно наша школа принимает участие в Общественно-политическом проекте «Вернисаж» и городском проекте «Энергия улиц». Что нужно для занятий капоэйрой? - Желание заниматься, развиваться и хорошее настроение. Важно делать то, что нравится. Если человек попробовал и ему понравилось, то стоит продолжить. Многие взрослые приходят к нам, так как им становится скучно в тренажерном зале. На занятиях идут хорошие нагрузки на все группы мышц, кардиотренировка, растяжка. Капоэйра отлично заряжает, после тренировки люди всегда полны энергии, какими бы сложными не были занятия. Со скольки лет дети могут заниматься капоэйрой? - С 3-4 лет. Как развивается ребенок в капоэйре? Есть отличие в тренировках детей и взрослых? Детская капоэйра — это течение, набирающее сегодня все большую популярность в России. В Бразилии этому искусству дети обучаются практически с малых лет, наблюдая за своими братьями и отцами, участвуя в «родах» на улицах города, вырастая в атмосфере ритма и пластики капоэйры. Развитие ребенка в капоэйре – это целый комплекс действий с максимальным вовлечением всех уровней обучения – с задействованием тела, энергии и сознания малыша. На занятиях в нашей школе дети проходят всё то же самое, что и взрослые, но все знания им преподносятся в легкой, игровой форме, единственное отличие - это поведение самого тренера на занятии. Он должен найти баланс: не быть надзирателем, но в то же время и не быть нянечкой из детского сада. Что вам лично дала капоэйра? - Я начал изучать капоэйру с 20 лет, можно сказать, что мое становление как мужчины пришло вместе с ее освоением. В жизни было много различных ситуаций, где нужно было преодолевать свои внутренние барьеры, проявлять инициативу, брать на себя ответственность и практика капоэйры, которая помогает раскрыться человеку и проявить свои лучшие качества — очень мне помогла. Есть ли какие-либо противопоказания для занятий капоэйрой? - Капоэйра включает в себя огромные возможности проявить себя, например, если человек имеет противопоказания к физическим упражнениям, то он всегда может заниматься музыкой. Игра на музыкальных инструментах, пение - одна из важных частей капоэйры. Какова структура занятий? - У начинающих и опытных капоэйристов структура занятий разная: новички изучают базу, а те кто занимаются давно только разминаются через базу, а затем оттачивают стиль. В школе проходят и музыкальные занятия. Наши ученики изучают афро-бразильские инструменты: такие как беримбау, атабак, пандейро, агого, реку-реку, ганза, куика. Постоянно работают над чувством ритма, учатся импровизировать. Ведь игра в «роде» подразумевает наличие музыкального сопровождения, где все играют на разных инструментах и в одном ритме. Что такое «рода»? - Рода - это круг, дословный перевод «колесо». Капоэйристы встают в круг, в основании которого музыкальная группа, проходит определенный обряд, о том как начинать игру, и лишь затем начинается сама игра, где ученики демонстрируют свои навыки. При этом музыка определяет стиль игры. Как измеряется мастерство? - Мастерство измеряется знаниями и пониманием малозаметных непрофессионалу нюансов: поведением в роде, в игре на музыкальных инструментах, в отношении к другим людям. Процесс обучения занимает не один год, а всю жизнь, даже старые мастера продолжают учиться, но уже на своём уровне. Когда капоэйрист считает, что он всё знает в его карьере, как капоэйриста, начинается регресс. Сергей, из интернета я узнала, что в капоэйре есть два основных стиля – «регионал» и «ангола». Стало интересно, какой стиль практикуют в вашем центре? - На сегодняшний день существует три основных стиля в капоэйре: «ангола», - её мастером являлся местре Паштинья, «режиональ», - её мастером являлся местре Бимба и «миудиньо», - мастером является местре Суассуно. Наш центр преподает все стили, но в первую очередь мы уделяем внимание базе. Это тот необходимый фундамент, не освоив который, капоэйрист не сможет развиваться и двигаться вперед. - Мыслей на эту тему очень много. Я готов про философию сказать так: занятия капоэйрой помогают гармонично решать многие различные ситуации, которые происходят в обычной жизни. Когда человек начинает практиковать капоэйру, у него меняется мировоззрение, он начинает по-другому вести себя. Капоэйра учит уважать других людей, видеть в жизни много позитивных сторон и не зацикливаться на негативных. Ваш центр взаимодействуете с другими школами? - Конечно, все кто занимаются капоэйрой - эта одна большая семья. Капоэйристы очень позитивные и открытые к общению люди. Что бы вы посоветовали тем, кто хочет освоить капоэйру? Тем кому интересна капоэйра я приглашаю на наши занятия. Ждем на тренировки и взрослых и детей. Недавно у нас появились группы, где родитель может тренироваться вместе со своим ребенком. Многим показалась такая форма очень удобной и интересной, не нужно больше сидеть и ждать пока любимый сынок или дочка позанимаются. Можно развиваться вместе! Совместная деятельность и интересы всегда очень объединяют. Интервью с мастером школы "ABCD" из Бразилии Terence de Lima GoncalvesВаше полное имя? Теренси де Лима Гонкалвес Где вы родились? В городе Рока-Салис (Бразилия), входит в штат Риу-Гранди-ду-Сул. Где вы живете в настоящий момент? В Бразилиа (столица Бразилии) В каком возрасте вы начали заниматься капоэйрой? С 8 лет Что означает для вас капоэйра? - Для меня капоэйра - это не просто вид спорта, которым я занимаюсь время от времени, я посвятил изучению капоэйры большую часть своей жизни, поэтому могу смело сказать, что капоэйра для меня это и есть жизнь. Я уже не представляю своей жизни без нее. Как вы определяете основные принципы этого загадочного боевого искусства? - Основной принцип капоэйры - это прежде всего уважение. Уважение к традициям капоэйры, уважение к тем людям с которыми ты занимаешься. Необходимо принимать людей такими какие они есть и развивать их сильные стороны. В капоэйре тренируется не только физическая форма: при правильном обучении человек растет как личность, учится преодолевать трудности не только на тренировках, но и в обычной жизни. Вы знакомы с капоэйристами из многих стран. Чем отличаются российские приверженцы афро-бразильского искусства от других? - На самом деле нет большого отличия между капоэйристами разных стран, обычно это очень открытые, добрые и общительные люди. Они говорят на одном языке – языке капоэйры и им не надо много слов, чтобы понять друг друга. Конечно,у всех есть естьсвои национальные особенности, например, многие русские люди не говорят, то что они думают, держат в себе, это создает определенные сложности для меня, но в целом русские и бразильцы очень похожи. Как в целом оцениваете уровень челябинских капоэйристов? Капоэйра в Челябинске, как и во многих других местах развивается по спирали, бывают взлеты и падения, очень многое зависит от тех ребят кто сейчас преподает капоэйру. Я по настоящему верю в них, в их будущее, именно поэтому я раз за разом возвращаюсь сюда. - Да, капоэйра стала для меня большой социальной работой по всему миру.Вместе с капоэйрой распространяется Бразильская культура, и в каком то смысле каждый бразилец, преподающий за рубежом является миссионером. Что Вы думаете об определении, которое принято давать в последнее время капоэйре, называя его боевым искусством? - Боевые искусства были созданы для войны, капоэйра же развивалась как средство самообороны. Из всех боевых искусств капоэйра выделяется тем, что не поощряет насилие. Все зависит от того с какой стороны смотреть и какое направление развивать в капоэйре, т.е. другими словами это зависит от человека практикующего капоэйру, для каких целей он хочет ее использовать, а в самой капоэйре присутствует очень много аспектов и боевое искусство один из них. - Для формализации иерархии в капоэйре используются пояса – корды различных цветов, такая градация прежде всего необходима для организации тренировочного процесса. Капоэйра состоит из многих аспектов, поэтому сложно сказать какие требования необходимо выполнить для получения следующего пояса. Обычно мастер с тренером решают, кто какой пояс получит. А по миру больше распространяется стиль «регионал» или стиль «ангола»? - Ангола более традиционный стиль, в нем необходимо чтить традиции и культуру Бразилии. Когда местре Бимба разработал систему тренировок, тогда и был создан Режиональ, только с этого времени началось разделение на стили и капоэйра начала распространяться по миру. Сложно ответить на этот вопрос, потому что во многих школах нет четкого разделения на стили, многие практикуют как Анголу так и Режиональ, а также многие другие стили. Отдельное спасибо Павлу Гизатуллину за помощь в переводе Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |