Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Эмоциональное состояние младшего школьника как фактор его психофизического здоровья

Эмоциональное состояние младшего школьника как фактор его психофизического здоровьяВ современном обществе «психологическое здоровье» становится важнейшим понятием в плане создания комфортной школьной среды, свободной от психологическогонасилия, профилактики возникновения негативных эмоциональных переживаний ребенка в учебном процессе. 

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенная раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.

Школьная среда, в которой пребывает ребенок (а иногда это семь часов в день), должна быть гармоничной для ученика и для учителя, для этого надо правильно и качественно организовать познание, общение, деятельность ребенка в комфортных, здоровьесберегающих условиях.

Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления.

Данную проблему, с нашей точки зрения, нужно рассматривать с разных аспектов.

  1. СРЕДА, то есть  условия пребывания в школе (ключевые понятия – уют, комфорт):
  • соблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения как основа сохранения здоровья школьников;
  • влияние особенностей школьного режима и учебных требований на здоровье учеников;
  • «школьная атмосфера» как отражение особенностей организации образовательного пространства школы.
  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ключевые понятия – интересная, творческая):
  • качественный урок как основа учебной мотивации;
  • конструктивная внеурочная деятельность.
  1. ОБЩЕНИЕ (ключевые понятия – конструктивные отношения, умение сотрудничать):
  • взаимоотношения «учитель–ученик»;
  • психологический климат в  классе.
  1. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА (личностное и эмоциональное благополучие):
  • нормальное психологическое самочувствие ученика в школе, выражающееся в желании ее посещать;
  • нормальная самооценка;
  • принятие роли ученика;
  • принятие системы предлагаемых школой ценностей.

Почему с переходом из класса в класс у детей, зачастую, падает интерес к учебе? Причин может быть много, в том числе и эмоциональных.

  1. Когда то, что изучается, понятно ребенку, это становится ему интересно. Поэтому, следует искать передовые методы обучения, соответствующие психофизиологическим особенностям детей, и думать над проблемой, чему реально необходимо учить наших детей.

Дети хотят обучаться жизненно-необходимым навыкам. Есть широкое поле внеклассных мероприятий, социальных проектов и других форм работы для проявления активности ребенка. Например, ученик может узнать что-то его интересующее через научно- исследовательскую деятельность. Важно только чтобы она не стала способом формального переписывания книг.

  1. Интересно учиться, заниматься творческой деятельностью. Дети очень активны по своей природе, и поэтому для них никогда не бывает «много творчества», главное, чтобы это затрагивало их душу, будило воображение, было наполнено смыслом. Поэтому проектная деятельность, самоуправление, школьные газеты, творческие конкурсы, КВНы помогают школьнику реализовать свой творческий потенциал.
  2. Для детей ключевое понятие – справедливость. Всегда ли мы на самом деле справедливы к своим ученикам? По нашим наблюдениям, школьные требования дети считают для себя в принципе выполнимыми, но не всегда справедливыми.

Жизнь подводит нас к необходимости действительно учить ребенка нетолько конкретным предметам, но и навыкам взаимодействия, сотрудничества, общения. Значит, надо постараться создать такую школьную среду,которая помогала бы ребенку приобретать подобные навыки. И прав великий Эйнштейн, заявивший однажды,что целью школ должно быть в первую очередь воспитание гармоничной личности, а не специалиста. Создав комфортную образовательную среду, можно реально решить проблему гармоничного развития школьника.

Вопрос этот требует глубокого изучения. Но мы хотим обратить внимание на существующие способы, техники снятия эмоционального напряжения, психологической разгрузки. Их много.

  • Арт-терапия – это один из методов использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Применение технологий арт-терапии в работе педагога в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.

Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности.

Современная арт-терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми, и взрослыми возможно применять такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия.

Очень полезны для эмоциональной и разгрузки будут различные упражнения с применение особых техник дыхания. Их много.

Способы снятия эмоционального напряжения

  1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

  1. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.

Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.

Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

  1. Поперечное расслабление и напряжение.

Удобно сядьте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул... Напрягите все мускулы...

Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения... Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул... Держите напряжение... Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение... Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание... Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело... Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.

Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице... Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело... Насладитесь контрастом... Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее... Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле... Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее... Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот... Задержите свое внимание на этом напряжении.

Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните... Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело остается расслабленным... Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже... Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите про себя слово «вдох», а выдыхая, – «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.

  1. Диафрагмальная гимнастика.

Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):

Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.

После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.

Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания.

Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».

  1. Микропаузы активного отдыха.

Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха.

Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:

Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.

После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.

Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи и медленно опустите.

Расслабьте запястья и поводите ими.

Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.

Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.

Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.

Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.

Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.

Литература:

  1. Данюшевская, Г.А. Школа и ребенок: проблемы эмоциональной комфортности учебной среды / Г.А. Данюшевская // Начальная школа. - 2008. - №9. - с. 16-21.
  2. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. - М.:, 1999. - 163 с.
  3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.
  4. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Монография. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.
  5. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы.// Психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб.: КАРО, 2003.- 207с.
 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
Вы будете делать ребенку прививку от гриппа?
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Лучшие частные детские сады в Челябинске по версии портала ChelDeti.ru