Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Логопедические игры

Логопедические игрыНе секрет, что большую часть своего времени дома Вы, уважаемые родители, проводите на кухне. Так вот: Не сажайте своего малыша перед телевизором, а возьмите его с собой и поиграйте.

Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные? Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, используйте игру «Что (кто) где?».

Сначала разберитесь, кто где находится на картинке (над грибом, за грибом, на грибе, около гриба, летит от гриба, к грибу). Потом переносите игру на другие предметы: возьмите домик (коробку) и игрушку (животное) и попросите ребёнка поставить игрушку на домик, над, за, под, между, перед домиком. После этого можно поставить несколько игрушек в разных местах и спросить у ребёнка, где кто находится.

Обратите внимание: ребёнок должен не показывать, а объяснять, кто где находится.

"Чего сколько?"

Многие дети не могут правильно соединить существительное с числительным и говорят, например: «5 яблока, 2 груш» и т. п. Считать имеет смысл до пяти, так как в русском языке окончания изменяются обычно при сочетании с числами 1, 2 и 5. Считаем всё (всех), что (кто) поддаётся счёту.

Когда ребёнок будет безошибочно соединять существительные с числительными, добавьте прилагательные: 1 красное яблоко, 2 красных яблока, 5 красных яблок и т. д.

"Скажи наоборот"

Далеко не каждый ребёнок легко подберёт «слово наоборот» (так мы называем антонимы). А это нужно прежде всего для сравнения, т. е. развития мышления.

Упражнения в образовании антонимов в разных частях речи:

  • Существительные: смех — ..., лето — ..., день — ..., добро— ... , и т. п.
  • Глаголы: пришёл — ..., нырнул — ..., влетел — ... , потерял— ... ,и т. п.
  • Прилагательные: широкий — ..., маленький — ..., богатый — ... , холодный— ... , и т. п.
  • Наречия: далеко — ..., высоко — ..., глубоко — ... , весело— ... , и т. п.                                          

"Общие слова"

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза. Задания могут быть двух видов:

  1. Назови: фрукты..., рыб..., мебель..., птиц...
  2. Назови одним словом: туфли, ботинки, сапоги - это (обувь); молоток, пила, топор — это (инструменты); сосна, берёза, клён - это (деревья) 

"Кто что делает?"

Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки. Учим подбирать слова-действия: «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниёт...); «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает...); «Что делают врач, шофёр?..» (при изучении профессий).

"Один - много"

В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.

  • стол — столы, стул — стулья, пень — пни, дом — дома.

"Слово на заданный звук"

Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.

Придумывание слов на заданный звук: сначала — любых слов на какой-либо звук, а потом — по изучаемой лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас...).

"Исправь ошибку"

Упражнения по определению взаимоотношений действующих лиц. Обращается внимание на окончания и предлоги, которые оформляют смысл высказывания. Примеры предложений: «Груша ест мальчика», «Пол стоит на диване», «Окно смотрит в мальчика» и т. п. Ребёнок должен понять, что хотели сказать, и исправить ошибку, пользуясь только словами из предложения. Можно менять их место, окончания, но не сами слова.

"Третий лишний"

Назвать, что лишнее, и объяснить почему. Ребёнок не только должен сказать, что лишнее, но и обязательно объяснить,  почему. В таких случаях наводящими вопросами подтолкните ребёнка к пониманию сути — признаков, по которым нужно объединять. Например:

  • автобус - остановка - троллейбус;
  • сосна — ёлка — шишка;
  • ваза — роза — нарцисс;
  • карандаш - бумага - фломастер;
  • суп — тарелка — ложка;
  • мама — соседка — папа;
  • яблоко - яйцо - груша.

"Придумай слово"

Придумать слова, относящиеся ко времени года (зима — снег, мороз, лёд, стужа, метель, изморозь...; осень — листопад, лужи, грязь, урожай, линька, заготовки... и т.д.). Затем с этими словами можно придумывать предложения.

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
Вы будете делать ребенку прививку от гриппа?
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Где отметить день рождения ребенка в Челябинске