Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школеПоступление в школу  - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет всю его жизнь.

Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, прилежно выполнять домашнее задание и т. д.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с «внутренней позицией школьника».  Наличие такой позиции имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваевоемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних будущих первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимую роль играют родители. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогает первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

В готовности ребенка к школе можно выделить два основных аспекта: интеллектуальная и личностная готовность. 

Интеллектуальная готовность

К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты:

  • Произвольное внимание.  – Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще не велика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. В среднем, дети способны без отвлечения удерживать внимание на какой-либо деятельности в течение 8-12 минут. Необходимо развить эту способность до 15-20 минут систематическими разнообразными занятиями с ребенком в летнее время.
  • Большие требования предъявляются к памяти. Необходимо, чтобы она тоже стала произвольной. Первоначально дети этого возраста лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые окружают ребенка, изображение предметов, люди. Поэтому немаловажную роль играет использование наглядных средств обучения. Если же говорить о запоминании словесного материала, то дети лучше всего запоминают слова, обозначающие название предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.
  • Просите ребенка как можно больше вам рассказывать о том, что он делал, что видел, где был, что запомнил и что понравилось. Это способствует как развитию памяти, так и развитию речи. Если у ребенка есть какие-то логопедические проблемы, то их лучше решить как можно быстрее для успешного обучения в школе.
  • Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает в себя несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс необходим известный запас знаний об окружающем мире, о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о моральных нормах поведения. Наглядно-образное и наглядно-действенное формы мышления, характерные для этого возраста, дают достаточно богатые возможности для усвоения этих знаний. Параллельно с этим нужно развивать логическую сторону мышления, которая уже начала формироваться. Это способность находить сходства и различия у разных предметов, умение правильно объединять предметы в группы по существенным признакам; ребенок должен учиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Не нужно натаскивать ребенка правильными ответами. Приучайте его думать, делать выводы и объяснять, почему он принял такое решение.
  • Так же для этого возраста характерно слабое развитие мелкой моторики руки. Развитию способствуют: рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика. Можете просто попросить ребенка изобразить или срисовать орнамент, состоящий из повторения определенных фигур, палочек, зигзагов, кружочков и заштриховать их сверху вниз или слева направо.
  • Важное значение имеет хорошая ориентация ребенка в пространстве. Буквально с первых дней пребывания в школе, ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей. Например, учитель просит провести линию наискосок от левого верхнего угла к правому нижнему и т. д. То есть ребенок должен правильно определить выше - ниже, больше – меньше, вперед – назад, вправо – влево.
  • Так же немаловажна координация в системе глаз – рука. Ребенок должен уметь правильно перенести в тетрадь простейший образ, воспринимаемый на расстоянии, например, из книги или доски.

Личностная готовность

Многочисленные «можно, нельзя, надо, положено, правильно и неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут в разрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее, начало школьного обучения для каждого ребенка является сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга и удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни, недели посещения школы, снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут…Они могут очень эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности, эмоционально реагировать на критику учителя. На данном этапе детям просто необходима постоянная положительная поддержка и одобрение.

Если же преобладает постоянное недовольство учебной деятельностью ребенка со стороны родителей и близких – замечания, упреки – то у ребенка развивается высокая тревожность. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за высокой тревожности резко снижается самооценка ребенка, и как следствие этого, резко снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех.

Некоторые приемы эмоциональной поддержки, которые способствуют более быстрой адаптации ребенка к школе:

  • Ни в коем случае нельзя сравнивать  посредственные результаты вашего ребенка с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
  • Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.
  • Если ваш ребенок, страдающий школьной неуспешностью, успешен в других делах -  спорте, рисовании, конструировании, помощи по дому и т.д.  хвалите его за это! Никогда не упрекайте его, что он очень много времени тратит на свое хобби и поэтому неуспешен в школьной жизни. Дайте ему почувствовать успех в этом деле и даже подчеркните, что если у него получилось добиться хороших результатов в любимом деле, то и в школе все получится!
  • Постарайтесь не отправлять ребенка одновременно в первый класс и какую-то новую для него секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут начаться проблемы со здоровьем, развиться тревожность. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

И помните, что ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, и это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Поддерживайте вашего ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
Вы будете делать ребенку прививку от гриппа?
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Лучшие частные детские сады в Челябинске по версии портала ChelDeti.ru