Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Взгляд на проблему практикующего психолога.

Что же такое СДВГ? Диагноз? Отклонение в рсдвг250.jpgазвитии? А может быть высокий потенциал? Каковы причины возникновения СДВГ? Как справиться, как помочь этим детям и их родителям?

По МКБ-10 СДВГ классифицируется, как F 90.0 (нарушение активности и внимания) и F 90.1 (гиперкинетическое расстройство поведения). Однако, прямое соотнесение с неврологической патологией не допускается, поскольку подразумевается прежде всего расстройство поведения. Важное условие: у ребенка сохранен интеллект, он не обнаруживает негативизма и не стремится к острым ощущениям.

Исходя из наблюдений в работе с такими детьми, могу сказать, что многие из них имеют очень высокий потенциал. Если СДВГ не осложнён умственной отсталостью, то такой ребёнок одновременно может выполнять несколько действий одновременно, причем делает это очень качественно. Для такого ребёнка естественно слышать учителя, разговаривать с соседом по парте и выполнять задание на другой урок. Как правило память у таких детей прекрасная. Малыши всегда запоминают малейшую мелочь в кабинете психолога, и стоит только на секунду отвлечься – горсть песка уже брошена на ковер. Стоит ли говорить, почему такие дети доставляют массу хлопот и трудностей родителям, воспитателям, учителям?! Они просто изматывают своим поведением! Но каким бы провокационным такое поведение ни казалось взрослым, дети ведут себя так совсем не за тем, чтобы им досадить. Они просто не умеют по-другому! Критичность таких детей к самим себе нарушена, он попросту не понимают, что такого они натворили. Взаимодействие между структурами мозга таких детей изменены. И то, что взрослые принимают за действие «назло», на самом деле физиологически обусловлено. Фазы активности и переутомления могут резко сменять друг друга. Ребёнок не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. При выполнении заданий такие дети ведут себя по-разному и показывают очень разные результаты. (На некоторых занятиях спокойны, на других – нет, на одних уроках успешны, на других – нет). Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

СДВГ имеет триаду симптомов: гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания. Диагноз может поставить только психиатр. Однако, можно предположить наличие СДВГ и начать грамотную психо-педагогическую работу с ребёнком, если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков:

- Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

- Не слушает, когда к нему обращаются.

- С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

- Испытывает трудности в организации.

- Часто теряет вещи.

- Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

- Часто бывает забывчив

- Постоянно ерзает.

- Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

- Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

- Очень говорлив.

- Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

- Плохо сосредоточивает внимание.

- Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

Причины возникновения СДВГ в основном имеют генетический характер и передаются чаще по мужской линии. Да и присущ этот синдром больше мальчикам. Второй основной причиной можно назвать инфекции матери во время беременности и отравление токсическими веществами (алкоголь, наркотики, химические вещества). Третьей основной причиной являются социальные факторы, такие как эмоционально холодная мать, патологические типы воспитания, неблагополучный социальный климат семьи.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:

- обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;

- соблюдение режима дня и достаточное время для сна;

- соответствующая медикаментозная поддержка;

- разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей;

- своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.

Что нужно знать педагогам о детях с СДВГ? Главное – это принятие ребёнка. Такие дети должны учиться в школах вместе с «обычными» детьми. Просто им необходимо дополнительное пространство (например, мягкий мат в углу класса), в котором такой ребёнок сможет передохнуть в то время, пока остальные дети продолжают спокойно заниматься. Здесь возникает сложность только в позиции учителя. Технически это сделать не так уж трудно.

В детских садах ребёнку так же необходимо в момент переутомления прервать занятие и спокойно заняться заранее обговоренной деятельностью, которая не мешает другим. Детям с СДВГ просто необходимо, как воздух, удовлетворять потребность в активности!

Заповеди для родителей просты: любовь и принятие всегда! Самая простая еда, соблюдение режима, максимум свежего воздуха и движения. Создание ребенку безопасного психологического климата в семье.

Детям с гиперактивностью следует избегать:

- командных игр (слишком сильные эмоциональные перегрузки);

- долгого просмотра телепередач и занятий на компьютере;

- большого скопления людей (это оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие);

- переутомления (снижает концентрацию внимания).

Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

Способы коррекции разнообразны. Но самым правильным, на мой взгляд, будет начать с семейной психотерапии. Из психологической помощи показали хорошие результаты терапия водой, песком, арт-терапия, игровая терапия, индивидуальная и групповая психотерапия. Биокоррекция (ЭЭГ, Интерактивный метроном, БАК, метод Томатис), физиотерапия, рефлексотерапия должны идти параллельно с психологической помощью.

И последнее. Помощь детям с СДВГ должна оказываться в трёх направлениях: медикаментозная поддержка, психологическая помощь и педагогическая грамотность.

(При подготовке статьи использовались материалы книги Юрия Анатольевича Фесенко, Михаила Ивановича Лохова, Елены Владимировны Фесенко «Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок».)

АВТОР ДОБРОВОЛЬСКАЯ ИННА АНАТОЛЬЕВНА
 
добро.jpg
 
Психолог, специалист по работе нарушениями у детей (РДА, РАС, СДВГ), психотерапевт по методу символдрамы, член Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО).
Эксперт Уральского представительства содружества педагогов и психологов раннего развития  https://vk.com/sprr74
 
 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
Вы будете делать ребенку прививку от гриппа?
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Лучшие частные детские сады в Челябинске по версии портала ChelDeti.ru